Нордзе-канал | Амстердам


Нордзе-канал

Нидерландский Нордзе-канал

Нордзе-канал (нидерл. Noordzeekanaal), или Северный морской канал — судоходный канал в Нидерландах, между Амстердамом и городом Эймёйден. Является основным водным путём, связывающим порт Амстердама с Северным морем — ежегодно через канал длиной 27 км проходит более чем 100 тыс. судов.

Максимальное водоизмещение судов — 90 тыс. т.

Восточная оконечность канала находится в бывшей гавани Эй, откуда также отходит канал Амстердам-Рейн. Сток Нордзе-канала в Северное море происходит через систему шлюзов в Эймёйдене, где расположена крупнейшая насосная станция в Европе.


 

История Нордзе-канала

В 1824 году для улучшения сообщения между гаванью Амстердама и Северным морем был прокопан Нордхолландс-канал. Однако он был длинным и узким и довольно быстро перестал справляться с потоком кораблей. Через несколько десятилетий было решено построить новый водный путь, который бы кратчайшим путём выводил к морю.

Нордзе-канал на карте Нидерландов

Расположение Нордзе-канала на карте

Земляные работы начались 8 марта 1865 года на берегу Северного моря. Поскольку ни одна нидерландская компания не пожелала реализовать проект, работы проводились англичанами. Канал был прорыт с использованием лишь ручной силы, причём рабочие жили в плохих условиях.

Северный морской канал был прокопан через старую гавань Эй и выровнен дамбами (суммарная длина построенных дамб составила 17 км), а оставшаяся часть гавани была обращена в польдеры. Со стороны побережья были прокопаны дюны у Велсена. Для организации стока и осуществления судоходства по притокам реки Эй, таким как Спарне, Зан и Науэрнасе-Варт, используется несколько вспомогательных каналов. Канал был официально открыт 1 ноября 1876 года в присутствии короля Вильгельма III. В течение последующих лет канал несколько раз расширялся и углублялся.

Шлюзы на Нордзе-канале

Оранжевые шлюзы на входе в озеро Эймер.

У восточного окончания канала гавань Эй соединялась с Зёйдерзее до 1872 года, когда были сооружены Оранжевые шлюзы («Oranjesluizen»). В 1876 году на берегу моря был основан новый город Эймёйден (в переводе с нидерландского — «устье Эй»), в котором построили небольшую систему Южных шлюзов («Zuidersluis»).

В 1896 году возвели Средние шлюзы («Middensluis»), а 1929 году была построена крупнейшая шлюзовая система в Европе того времени — Северный шлюзы («Noordersluis»). После завершения этих «ворот» Нордзе-канал и гавань Эй потеряли свободное сообщение с морем и уровень воды в них стало возможно регулировать.

 

Боковые каналы

Нордзее-канал и Эй имеют 10 боковых каналов (Zijkanaal), которые соединяются с реками и другими каналами, несшими свои воды в бухту Эй до её перестройки.

Боковой канал «A» — соединяет Нордзе-канал с гаванью Бевервейка, также служит паводковым каналом для укреплений Амстердама.
Боковой канал «B» — соединял Спарндам с Нордзе-канал, но был отрезан при строительстве шоссе A9 в 1960-х. В настоящее время используется для спортивной гребли и швартовки домов на воде.
Боковой канал «C» — соединяет реку Спарне в Спарндаме с Нордзе-каналом в Бёйтенхёйзене.
Боковой канал «D» — соединяет Нордзе-канал с Науэрнасе-Варт.
Боковой канал «E» — очень короткий канал, соединяющий Нордзе-канал с южной частью Вестзана.
Боковой канал «F» — соединял Халфвег с Нордзе-каналом, в настоящее время практически засыпан. Небольшая часть используется как дренажный канал.
Боковой канал «G» — соединяет Зандам и реку Зан с Нордзе-каналом.
Боковой канал «H» — соединяет Барндегат c Нордзе-каналом.
Боковой канал «I» — соединяет East Zaan Overtoom с рекой Эй.
Боковой канал «K» — соединяет гавань Ниьвендам с рекой Эй.

Ночной Нордзе-канал в Нидерландах

Нордзе-канал ночью

Мосты и тоннели Нордзе-канала

Железнодорожные тоннели:

между Амстердамом и Зандамом
между Велсеном и Бевервейком

 

Автомобильные мосты и тоннели (с востока на запад):

Зебургерский тоннель и Зебургерский мост
Зёйдерзеевег
Эй-тоннель
тоннель Куна
Вийкер-тоннель (часть шоссе A9)
Велсерский тоннель

Самая западная дороге через канал проходит по шлюзам. В Амстердаме также имеется несколько паромов через Эй, по крайней мере один бесплатный и круглосуточный.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


При копировании или цитировании материалов с сайта amsterdam-otdix.ru активная индексируемая ссылка желательна.