Истребитель Фокер D.XXI | Амстердам


Истребитель Фокер D.XXI

Голландский истребитель Фокер D.XXI

Фокер D.XXI (нидерл. Fokker D.XXI) — свободнонесущий одномоторный истребитель, низкоплан с неубирающимся шасси и закрытой кабиной смешанной конструкции. Разработан под руководством Иржи Шацки на заводе компании Fokker в Южном Амстердаме.

Первый полет прототипа состоялся 27 марта 1936 года.Параллельно продажи самолетов собственным ВВС, фирма Фоккер освоила и экспортную продажу своего самолета.


 

История создания истребителя Фокер D.XXI

Проект истребителя разрабатывался на заводе фирмы «Fokker» в Южном Амстердаме под руководством Эриха Шацки под названием проект 112 (нидерл. Ontverp 112) и представлял собой комбинацию новых идей с наиболее удачными решениями ранних конструкций C.X и D.XVII.

Самолет проектировался смешанной конструкции, поскольку такой подход позволял создать простую в производстве, дешевую и надежную в эксплуатации машину, но с заведомо более низкими летными характеристики по сравнению с истребителями проектирующимися по более прогрессивным методам.

Основным заказчиком планировались Голландские ВВС, но из-за их потенциально небольших возможностей количественного заказа самолет также планировался к экспортным поставкам. Руководство фирмы сочло что машина, подобная проектируемой способна найти сбыт в небольших странах, которые не могут позволить себе купить дорогую и сложную современную технику, а нуждаются в простых и дешевых самолетах.

D.XXI создавался в тесном взаимодействии с британской компанией Rolls-Royce Ltd, которая выпускала авиационные двигатели и первоначально предусматриваемой силовой установкой был 650-сильный двигатель Rolls-Royce Kestrel IV с охлаждением Престона. Планируемое вооpужение должны были составить пулеметы винтовочного калибра либо 20 мм пушки в крыльях и фюзеляже. Первоначальные расчеты летных характеристик давали максимальную скорость 410 км/ч на высоте 4250 м, дальность 888 км и потолок в 10 000 метров.

Проект нового истребителя был представлен авиационному отделу голландской армии 14 ноября 1934 года вместе с прототипом D.XIX (модернизированным вариантом истребителя D.XVII). Предполагалось использовать истребитель в Голландской Ост-Индии, где требовался недорогой истребитель, позволяющий прикрывать удаленные друг от друга на большие расстояния стратегический объекты с воздуха. При этом выдающиеся летные данные не требовались, поскольку потенциальный противник в этом регионе не имел авиации современного типа.

В начале 1935 года с авиационным отделом голландской армии был заключен контракт на постройку прототипа с целью его оценки для службы в Голландской Ост-Индии. Самолет был изготовлен с двигателем воздушного охлаждения Bristol Mercury VI-S мощностью 645 л.с. заключенным в удлиненный капот типа NACA с небольшими выштамповками под головки цилиндров, и двухлопастным металлическим винтом с шагом, изменяемым на земле.

Самолет имел 350 литровый топливный бак, расположенный между двигателем и кабиной пилота, но на нем не устанавливались задний бак и радиостанция. Он впервые взлетел 27 марта 1936 года с аэродрома Велсхэп (Welschap)возле Эйндховена, пилотируемый летчиком-испытателем компании Fokker чехом Эмилем Мейнеке. В первом полете истребитель оказался достаточно маневренным, устойчивым и приятным в пилотировании.

Однако к этому времени концепция в ВВС поменялась и вместо истребителей разбросанных по огромной территории Ост-Индии было принято решение о закупке бомбардировщиков, способных нанести упреждающий удар, в итоге вместо Фокеров в США заказали и закупили средние бомбардировщики Martin 139WH.

Будущее истребителя повисло в воздухе. Руководство фирмы предложило его на вооружение частей размещенных в метрополии, но встретило отказ обусловленный двумя причинами:

1. Летно-технические характеристики самолета не отвечали требованиям боевых действий в Европе и уступали как истребителям других стран, так и скоростным бомбардировщикам, появляющимся на вооружении некоторых из них.
2. Руководство голландских ВВС увлеклось идеей многоцелевых самолетов (одновременно истребитель, разведчик и бомбардировщик)и в частности разрабатываемого также на фирме Фоккер самолета Fokker G.1. Однако работы по последнему затягивались.

В то же время, перед ВВС встала проблема по замену устаревших бипланов Fokker D.XVI и Fokker D.XVII, поэтому 24 ноября 1936 года министерство обороны согласилось взять первый и единственный образец D.XXI на испытания, которые проходили с 25 ноября 1936 года по 10 января 1937 года на военном аэродроме Сустерберг. Самолет предполагалось сравнить с разведчиком Koolhoven FK-58, разрабатываемым Иржи Шацки, который к тому времени уже перешел от Фоккера к Коолховену.

FK-58 представлял собой новый шаг в конструкторском мышлении Шацки и имел преимущества, в виде убираемого шасси и проектной максимальной скорости в 520 км/ч, но последний не был готов к первому полету вплоть до сентября 1938 года, поэтому ВВС после выдачи ряда требований на усовершенствование конструкции машины готовы были принять ее на вооружения.

Требования включали: ввести демпферы в мотораме, улучшить отделку наружных поверхностей, увеличить жесткость стойки хвостового колеса, подкрепить полотно по передним кромкам киля и стабилизатора, усилить тросовую проводку к рулям и т. п. Для удобств эксплуатации винтомоторную установку предложили унифицировать с проектируемым бомбардировщиком Fokker T.V, оснастив самолеты двигателями Bristol Mercury VII или VIII мощностью в 830 л.с..

Требования были вполне устранимы и в течение 1937 голландское правительство выделило средства для закупки 36 D.XXI для собственных ВВС. Первая серийная машина взлетела 20 июля 1938 года и была испытана перед поставкой из Схипхола в Сустерберг летчиками-инструкторами вторым лейтенантом запаса де Звааном и капитаном Ван Гемерном. Последняя из 36 выпущенных машин была передана 8 сентября 1939 года. Самолеты несли серийные номера 212 — 247.

 

Модификации истребителя Фокер D.XXI

D.XXI-1, 1936 год. Мотор Bristol Mercury VI-S (645 л.с.) изготовлены: прототип под регистрационным номером FD-322 и 2 самолета для ВВС Дании (регистрационные номера J-41 и J-42)
D.XXI-2, 1937 год. Мотор Bristol Mercury VIII (760 л.с.) самолеты для ВВС Голландии — 36 штук (регистрационные номера 212 — 247) и ВВС Финляндии — 7 штук (регистрационные номера FR-76 — FR-82)
D.XXI, 1938 год. Испанский вариант с советским мотором М-25 — кол-во и номера не известны
D.XXI, 1939 — 1940 годы. Датская лицензионная модель. Мотор Bristol Mercury VIII (760 л.с.), изготовлено 10 штук (регистрационные номера J-43 — J-52)
D.XXI-3, 1938 — 1939 годы. Финская лицензионная модель. Мотор Bristol Mercury VIII (760 л.с.) В 1939 году построено 35 штук (регистрационные номера FR-83 — FR-120)
D.XXI-E1, 1938 год. Bristol Mercury VIII (760 л.с.) — экспериментальный вариант с резко выраженным сужением крыла к концу, возможно на основе серийного самолета
D.XXI-4, 1941 год. Финская лицензионная модель. Мотор Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior (1050 л.с.) построено 50 штук (регистрационные номера FR-118 — FR-167)
D.XXI-5, 1944 год. Финская лицензионная модель. Мотор Bristol Pegasus X (920 л.с.) построено 5 штук (регистрационные номера FR-171 — FR-175).

 

Тактико-технические характеристики истребителя Фокер D.XXI

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации D.XXI-2:

Источник данных: G.H. Kamphuis The Fokker D.XXI //Aircraft profile 63. 1968 год

Технические характеристики

Экипаж: 1 пилот
Длина: 8,2 м
Размах крыла: 11,0 м
Высота: 2,92 м
Площадь крыла: 16,2 м²
Масса пустого: 1 450 кг
Нормальная взлётная масса: 2 050 кг
Объём топливных баков: 350 л
Силовая установка: 1 × воздушный Bristol Mercury VIII
Мощность двигателей: 1 × 760 л.с. (1 × 559 кВт)

 

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 435 км/ч
Крейсерская скорость: 365 км/ч
Практическая дальность: 950 км
Практический потолок: 9 500 м
Нагрузка на крыло: 126,5 кг/м² (расч.)
Тяговооружённость: 272,7 Вт/кг (расч.)

 

Вооружение

Стрелково-пушечное:
2 × 7,69 мм пулемета FN-Browning М.36 с 500 сн. на ствол в фюзеляже
2 × 7,69 мм пулемета FN-Browning М.36 с 300 сн. на ствол в крыле



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


При копировании или цитировании материалов с сайта amsterdam-otdix.ru активная индексируемая ссылка желательна.