Вельдхёйзен ван Зантен, Якоб | Амстердам


Вельдхёйзен ван Зантен, Якоб

Голландский конструктор Вельдхёйзен ван Зантен, Якоб

Якоб Луис Вельдхёйзен ван Зантен (нидерл. Jacob Louis Veldhuyzen van Zanten) — нидерландский пилот-инструктор. В его полном имени фамилией являются последние три слова — Вельдхёйзен ван Зантен.Родился 5 февраля 1927 года в городе Лиссе, Нидерланды.

21 июня 1947 года получил лицензию частного пилота, а 18 апреля 1950 года — лицензию коммерческого пилота. В этом же году он начал работать в компании KLM Royal Dutch Airlines в качестве руководителя полётов. В 1951 году вступил в должность второго пилотa на самолёте «Дуглас DC-3».

22 сентября 1952 года ван Зантен получил лицензию радио-телефонного оператора , 19 октября 1956 года — лицензию транспортного пилота и 6 августа 1963 года — навигационную лицензию.

До своего повышения на должность лётного инструктора Вельдхёйзен ван Зантен был рядовым лётчиком.

За годы работы в рядах KLM он управлял следующими воздушными судами:

Douglas DC-3: с 28 сентября 1951 года до 20 июня 1962 года;
Convair CV240/340 с 23 августа 1952 года до 20 июня 1962 года;
Lockheed Constellation с 1 октября 1952 года до 20 июня 1962 года;
Douglas DC-6 с 12 февраля 1957 года до 20 июня 1962 года;
Douglas DC-7C с 6 июня 1957 года до 20 июня 1962 года;
Vickers Viscount 803 с 11 июня 1959 года до 21 июля 1967 года;
Douglas DC-8 с 16 марта 1967 года до 9 июня 1971 года;
Boeing 747 с 23 января 1971 года до 27 марта 1977 года.

В 1971 году ван Зантен был ответственным за доставку из Сиэтла, США в Нидерланды первого лайнера «Боинг 747», заказанного KLM (на том рейсе он был вторым пилотом). Спустя несколько лет после приобретения авиакомпанией самолётов «Боинг-747», он был назначен главным лётным инструктором для самолётов этой модели: после того, как занимающий эту должность пилот ушел на пенсию, ван Зантен был повышен и стал руководителем подразделения подготовки пилотов на «Боингах-747». Одним из его учеников был Клас Мёрс (нидерл. Klaas Meurs), второй пилот на рейсе KL4805: 17 января 1977 годa ван Зантен выдал ему лицензию.

Незадолго до своей гибели ван Зантен принял участие в рекламной кампании KLM. Журналы с этой рекламой находились на борту голландского лайнера в день катастрофы. Существуют противоречивые мнения и предположения, почему из всех лётчиков авиакомпании выбрали именно его: в то время как некоторые считают, что ван Зантен был избран из-за своего высокого статуса в KLM, есть мнение, что его избрали по той причине, что он, как исполняющий обязанности инструктора, основное время проводил на земле и был более доступным, чем другие пилоты аналогичного ранга, выполняющие частыe полёты.

Погиб в авиакатастрофе в Лос-Родеос 27 марта 1977 года. Когда до руководителей KLM дошла информация о катастрофе, они попытались связаться с ван Зантеном и попросить его отправиться на Тенерифе для того, чтобы помочь в расследовании.

На момент смерти число его лётных часов составляло 11 700, 1545 из них — на Боинге-747. В свободное от основных занятий время Вельдхёйзен ван Зантен увлекался автогонками и музыкой, а также США. Он оставил после себя жену и двоих детей.

Вельдхёйзен ван Зантен был одним из нескольких десятков погибших, которых так и не удалось опознать, и не имеет официального места захоронения. Однако его фамилия упомянается в списке погибших на мемориале, воздвигнутом на кладбище Вестгарде (нидерл. Westgaarde) в Амстердаме.

 

Авиакатастрофа на Тенерифе

В авиакатастрофе на Тенерифе 27 марта 1977 года столкнулись два пассажирских самолёта Boeing 747 в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе. В авиакатастрофе погибло 583 человека, что сделало её самой трагичной в истории авиации. 248 пассажиров погибло на борту самолёта авиакомпании KLM и 335 человек погибло в самолёте авиакомпании Pan Am. Жестокой иронией стал тот факт, что самая страшная авиакатастрофа произошла на земле.

В условиях сильного тумана на единственной взлётной полосе аэропорта ван Зантен начал взлёт без разрешения диспетчера и врезался в самолёт Pan Am, двигавшийся по той же полосе к точке съезда на перрон по указанию диспетчера руления. Экипаж KLM знал о действиях экипажа Pan Am, однако сильный туман не позволял установить визуальный контакт. КВС самолёта KLM Якоб ван Зантен ошибочно решил, что самолёт Pan Am покинул ВПП, и начал взлёт без разрешения. Он думал, что получил разрешение на взлёт (англ. take-off clearance), хотя диспетчер дал ему только разрешение на вылет (англ. departure clearance). Диспетчер в отсутствие оборудования для контроля руления считал, что самолёт KLM ожидает дальнейших распоряжений.

Существует несколько мнений относительно причин странного поведения ван Зантена:

Желание быстрее вылететь из Лос-Родеос, чтобы успеть в Амстердам без нарушения рабочего графика, за что пилотов KLM штрафовали.
Иерархия взаимоотношений в экипаже, которая не позволила его членам более энергично противостоять ошибочному решению капитана из-за его авторитета и опыта.

В то же время, в рапорте Международной ассоциации пилотов (ALPA) представлены цитаты, опровергающие мнение о том, что ван Зантен неуважительно относился к своим коллегам или позволял себе некорректное поведение. Данное утверждение опровергает также Ян Бартелски, капитан KLM в отставке и бывший президент Международной федерации ассоциаций пилотов (IFALPA).

Привычка пилота-инструктора отдавать разрешение на взлёт своему экипажу во время тренировок на лётном тренажёре, где в то время команды диспетчера не имитировались.

Аналитик ABC News, линейный пилот Джон Нанс (англ. John Nance), так оценил значение этой катастрофы и роль ван Зантена в ней:

Ошибка капитана KLM на Тенерифе революционно изменила отношение к безопасности и в авиации, и в медицине. Члены экипажа почти «поймали» ошибку, но вместо того чтобы остановить процесс её перехода в катастрофу, они убедили себя, что их капитан не может ошибаться.

Данные события стали одним из главных толчков к развитию системы Crew Resource Management (CRM; управление ресурсами экипажа), обязывающей пилотов согласовывать свои действия друг с другом.

Следует отметить, что ситуация, в которой оказался голландский пилот, была крайне тяжёлой, значительно усугублённой его же ошибочными действиями, но не безвыходной. В практически идентичной ситуации оказались пилоты самолётов Boeing 747-400 авиакомпаний Air China и Korean Air.

1 апреля 1999 года в аэропорту Чикаго китайский пилот грузового самолёта грубо нарушил правила пересечения действующей ВПП, по которой производил взлёт корейский пассажирский Боинг, так же, как и голландский Боинг в 1977 году, полностью заправленный и взлетавший с максимальной взлётной массой. Однако в этом случае корейский пилот, в отличие от Якоба ван Зантена, сумел избежать трагедии.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


При копировании или цитировании материалов с сайта amsterdam-otdix.ru активная индексируемая ссылка желательна.