История Амстелледаме | Амстердам


История Амстелледаме

Улица Дамрак в Амстердаме

Местное предание гласит, что город был основан двумя фризскими моряками, приставшими к берегам реки Амстел на маленькой лодке с собакой. В 1270 году жители образованного рыбацкого поселения у реки Амстел, чтобы уберечь свои дома от наводнений, построили на реке плотину. В 1300 году деревушка получила статус города, название Амстелледаме превратилось в Амстердам. Были прорыты Каналы в форме полукружий. Вдоль которых купцы строили дома с декорированными фронтонами в стиле Ренессанса. Засыпанные гавани Дамрак и Рокэн теперь стали центральными магистралями. В 1306 году была построена первая церковь Ауде Керк, в честь покровителя города Св. Николая.

С 14 века Амстердам процветал, в основном благодаря торговле с городами Ганзейской Лиги. С тех пор, как в 1345 г. возле улицы Калверстаад произошло чудо Евхаристии и вплоть до перехода в протестантскую веру, Амстердам оставался важным для паломников городом. Штилле омганг — безмолвная процессия в гражданской одежде — является наследием богатой паломнической истории.

D XV веке появилось второе кольцо каналов и территория города увеличилась на 105 га. Новые каналы образовали вытянутое полукольцо вокруг города, вдоль защитных стен и ворот. В конце 15 в., город получил от Ганзейского союза право свободной торговли на Балтийском море. Власти города в 1521 году запретили строить деревянные дома после очередного городского пожара. В Бегинхофе сохранился единственный деревянный дом XV века.

В 16 столетии голландцы восстали против власти короля Испании Филиппа II и его наследников. Бунт перерос в Восьмидесятилетнюю войну, которая в конечном итоге привела Голландию к обретению независимости и к установлению протестантского кальвинизма в качестве фактической государственной религии.

В 1578 г. ранее католический город Амстердам присоединился к восстанию и все его храмы были конфискованы в пользу протестантской церкви. После разрыва с Испанией Голландская Республика была известна своей относительной религиозной толерантностью, и только католики были вынуждены исповедовать свою религию тайно. Иудеи из Испании и Португалии, зажиточные торговцы из Антверпена (беженцы по экономическим и религиозным причинам из некоторых европейских стран, все еще находящихся под господством Испании),и гугеноты из Франции (преследуемые за их религию) искали убежища в Амстердаме.

17 век считается “золотым веком” Амстердама. В начале 17 столетия Амстердам стал одним из богатейших городов мира — центром торговли и крупнейшим портом. Из его порта корабли отправлялись в Балтийское море, Северную Америку, Африку, туда, где находится современная Индонезия и в Бразилию, закладывая, таким образом, основу для всемирных торговых связей.

Торговцам из Амстердама принадлежала большая часть капитала Голландской Ист-индийской и Голландской Вест-индийской компаний. Заокеанское имущество этих компаний впоследствии послужило источником образования Голландских колоний. Амстердам был самым важным пунктом для транзита товаров в Европу и являлся ведущим мировым финансовым центром. Амстердамская фондовая биржа была первой, постоянно действующей биржей.

Разрабатывается план застройки города. «План трех каналов» (Херенхрахт, Кейсерсхрахт и Принсенхрахт) арх. Хендрика де Кейсера в 1658 расширил площадь города в четыре раза. За тремя каналами возвышается пояс укреплений с городскими воротами; его контур обозначен извилистым Сингелхрахт, образующим границу центра Амстердама.

Вдоль каждого канала шли бульвары. К боковым улицам выходили жилища ремесленников. Дома зажиточных горожан располагались вдоль главных каналов. Большинство домов 17 в. — узкие кирпичные, облицованы белым камнем, в стиле классицизм. За домами располагались сады.

В XVIII-XIX веках неоклассицизм, французская оккупация 1795 — 1813, значение Амстердама в мировой торговле пошло на спад. Конец XIX в. — возрождение порта, приток рабочих, возникновение кварталов многоквартирных домов. Центральный вокзал — арх. Пьера Кейперса 1889 красный кирпич с часами и флюгером, неоготика XX в — возникает южный район Амстердама — кварталы с малым периметром и четким продолжением улиц, зеленый район с четырехэтажными домами, Амстердамский стадион, 1928; Западный район — высокие дома-башни.

Конец 19 столетия часто называют вторым “Золотым веком” Амстердама. Были построены новые музеи, железнодорожный вокзал и Концертный зал (Concertgebouw). К этому времени индустриальная революция достигла Амстердама. Был прокопан Амстердамско-Рейнский канал, чтобы напрямую соединить Амстердам с Рейном, и Североморский канал, чтобы кратчайшим путем соединить порт с Северным морем. Оба проекта существенно улучшили сообщение города с остальной Европой и со всем миром.

В этот период Джозеф Конрад дает краткое описание вида Амстердама с моря в “Зеркале моря” (1906г.). В 1924 г. римская католическая церковь Нидерландов проводит в Амстердаме Международный конгресс Святой евхаристии, и множество католических прелатов съезжаются в город, в церквях и на стадионах поводятся многочисленные празднования. Однако публичные шествия католических верующих по городу были в то время все еще запрещены законом.

Незадолго до Первой мировой войны город начал расширяться, строились новые пригородные районы. Во время войны Нидерланды сохраняли нейтралитет. Амстердам страдал от нехватки пищи, сократились поставки топлива. Такое положение вызывало беспорядки, в ходе которых было убито несколько людей.

10 Мая 1940 г. в Нидерланды вторглась Германия, захватив власть в стране, после пяти дней сражений. Немцы установили в Амстердаме нацистское гражданское правительство, сотрудничавшее с ними в преследовании евреев. Однако, какая-то, хоть и меньшая часть населения, помогала евреям спастись, подвергаясь тоже за это преследованиям.

Из Нидерландов в концентрационные лагеря было вывезено от 103000 до 105000 евреев, среди которых и известная всем маленькая немецкая девочка Анна Франк. Только 5000 голландских евреев выжило в этой войне. В последние месяцы войны связь города с остальными районами страны была нарушена, не хватало еды и топлива.

Многим городским жителям приходилось отправляться на поиски пищи в сельскую местность. Чтобы выжить люди питались собаками, кошками, сырьевой сахарной свеклой. Распространенной пищей были так же луковицы тюльпанов, сваренные в виде каши. Чтобы отапливать помещения люди забирали все деревянные предметы из домов депортированных евреев, большинство деревьев в Амстердаме было срублено.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


При копировании или цитировании материалов с сайта amsterdam-otdix.ru активная индексируемая ссылка желательна.