История с географией | Амстердам


История с географией

Транспортная магистраль

В борьбе за участие в транспортной магистрали Амстердам — Ляньюньган (Китай) Россию продолжает преследовать злой рок. Если весной подписание меморандума между Китаем, Киргизией и Узбекистаном о строительстве железнодорожной трассы Кашгар — Иркештам — Ош — Андижан исключило из этого маршрута Транссибирскую магистраль, то теперь Грузия и Украина намерены создать совместную компанию для реализации транспортного проекта Хельсинки — Одесса — Поти в обход территории России.

История России — равно как и история мировой геополитики в целом — может быть определена как борьба за выход к мировым торговым путям. Географическое положение в малообжитом и холодном северо-восточном углу Евразии всегда побуждало российских властителей с вожделением глядеть на запад, юг и юго-восток в поисках выхода к оживленным морским и сухопутным торговым маршрутам.

Сегодня открыта новая страница в этой истории. Ее содержание — соперничество России с другими странами СНГ за ключевые транспортные магистрали всех видов, ведущие в Европу и на Восток. К эпизодам транспортных баталий относятся, например, конфликты вокруг альтернативных проектов транспортировки каспийской нефти, российского и туркменского газа. Но не меньшее значение значение имеют и традиционные морские, железнодорожные и автомобильные пути трансконтинентального значения, к которым относится проект Амстердам—восточное побережье Китая, реализуемый под эгидой ООН.

Проиграв на восточном отрезке этого маршрута, когда китайско-киргизо-узбекский проект железнодорожной трассы Кашгар—Иркештам—Ош—Андижан оставил в стороне российскую Транссибирскую магистраль, Москва рассчитывала отыграться на другой его части: Хельсинки—Одесса—Поти, которая, по ее замыслу, должна проходить через российскую территорию. Однако и здесь Россия натолкнулась на противодействие собратьев по СНГ — на этот раз Украины и Грузии.

Они на днях заявили о намерении создать для участия в данном проекте украинско-грузинское акционерное общество с уставным капиталом в $2 млн. Но при этом проложить маршрут южнее территории России: так он получится гораздо короче трансроссийского. Украина и Грузия уверяют, что способны сократить и тарифы перевозок, что сделает южный маршрут еще более привлекательным. В рамках своего участия обе стороны намерены активизировать автомобильно-паромное сообщение Поти—Ильичевск и ускорить строительство железнодорожного морского парома между этими портами.

Насколько реализуются эти планы — судить пока рано. Открытым остается и вопрос о реальной способности украинско-грузинского СП обеспечить пониженные тарифы перевозок: переправа Поти—Ильичевск нерентабельна, что заставило Иран недавно отказаться от этого транзитного маршрута в пользу перевозок через Турцию. Однако ясно одно: России предстоит новый тур борьбы со своими партнерами по СНГ за участие в мировых транспортных маршрутах.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


При копировании или цитировании материалов с сайта amsterdam-otdix.ru активная индексируемая ссылка желательна.