Экономика Нидерландов | Амстердам


Экономика Нидерландов

Один из музеев Амстердама

Нидерланды – небольшое государство, однако объем ВВП в 2005 – 500 млрд. долл. США, или 30,5 тыс. долл. на душу населения. Эта величина в расчете на душу населения – 23,5 тыс. долл. (1998), 26,900 (2003) – свидетельствует, что Нидерланды – одна из самых богатых стран в мире, занимающая 12-е место среди 29 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.

В экономике Нидерландов существенную роль традиционно играет торговля. После Второй мировой войны, несмотря на почти полное отсутствие сырья, повысилось значение тяжелой промышленности. Хотя природные условия страны неблагоприятны для развития сельского хозяйства, нидерландские фермеры добились немалых успехов, специализируясь на выращивании дорогостоящих сельскохозяйственных культур.

В основе экономики страны лежит внешняя торговля. Доля поступлений от экспорта (51,5% в 1996) здесь значительно выше, чем во Франции (18,8%) или США (8,5%). С 1965 Роттердам стал крупнейшим мировым портом. Благодаря выгодному положению на перекрестке торговых путей Европы Нидерланды являются важным рынком сбыта промышленных товаров из многих западноевропейских стран.

Объем нидерландского экспорта в 2005 оценивался в 365,1 млрд. долл. США, импорта – в 326,6 млрд. долл. США. Основные торговые партнеры страны по экспорту: Германия (25%), Бельгия (12,4%), Великобритания (10,1%), Франция (9,9%), Италия (6%), США (4,3%); по импорту: Германия (17,9%), Бельгия (9,9%), США (7,9%), Китай (7,4%), Великобритания (6,4%), Франция (4%) – 2004.

Развитие тяжелой промышленности Нидерландов тормозилось из-за ограниченности минерально-сырьевой базы. Только после окончания Второй мировой войны начался быстрый рост таких отраслей, как машиностроение, энергетика и химическая промышленность (особенно нефтепереработка и нефтехимия). В период с 1960 по 1989 среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составляли 3,8%, но в 1990–1996 они снизились до 1,7%. Доля промышленности в ВНП Нидерландов в 1998 составляла 23%. Несмотря на малые размеры, Нидерланды при содействии британского капитала породили ряд крупнейших торговых и промышленных мировых компаний, например, «Филипс», «Юнилевер» и «Роял датч шелл».

73,5% ВВП создается в сфере услуг, 24,4% – в промышленности, 2,1% – в сельском хозяйстве (данные на 2005).

Численность занятых составляла на 2000 7,2 млн. (в сфере услуг 73%, в промышленности 23%, сельском хозяйстве – 4%). Безработица на 2005 составила 6,7%.

Сельское хозяйство в Нидерландах из-за неблагоприятных природных условий имеет весьма избирательный и высокоспециализированный характер. Предпочтение отдается племенному животноводству, производству молочных продуктов и выращиванию овощных и садовых культур на экспорт.

Влияние природных факторов на развитие экономики

В восточных провинциях Нидерландов предпосылки для развития сельского хозяйства весьма неблагоприятные, поскольку там распространены ледниковые отложения, представленные песками, галечниками и глинами; из-за обилия болот сток затруднен, а климат напоминает континентальный. В западных провинциях, где русла рек часто расположены выше окружающих низменностей и 40% территории находится ниже уровня моря, существует постоянная опасность наводнений. Большие площади здесь были превращены в озера или пустоши, где высокоминерализованная вода проникает в аллювиальные почвы. На этих территориях сельское хозяйство невозможно без проведения значительных мелиоративных работ.

Промышленность Нидерландов работает в основном на привозном сырье. Даже дома и дамбы сооружаются из импортного камня. Правда, в Нидерландах имеются значительные запасы каменного угля в провинции Лимбург, однако на протяжении 1960-х годов его добыча свертывалась, а в 1974 и вовсе прекратилась. Большую роль в этом сыграли перевод многих промышленных технологий на жидкое топливо и открытие месторождений нефти и природного газа. Нефть была обнаружена в районе Схонебека на северо-востоке страны в 1963, а также в районе между Роттердамом и Гаагой. В 1996 было добыто 2,2 млн. т нефти, что почти вдвое превышало уровень 1978. Тем не менее за счет местной нефти удовлетворяется лишь незначительная часть потребностей страны. В 2001 добывалось 46 200 баррелей нефти в день.

Самый важный энергоноситель – природный газ, месторождение которого было открыто в 1959 близ Слохтерена в провинции Гронинген. Это месторождение оценивают как третье по размерам в мире. Газовые месторождения разрабатываются Нидерландской нефтяной компанией, созданной концернами «Ройял датч шелл» и «Эксон».

Другие месторождения природного газа были обнаружены на дне Северного моря. В 1996 общие запасы природного газа в Нидерландах оценивались в 1,8 трлн. куб. м. Добыча природного газа в 1994 составила 84 млрд. куб. м, что в десять раз больше, чем в 1978. В 1996 было произведено 2,8 млн. т. газа, большая часть которого экспортировалась. За счет газа удовлетворяется примерно половина энергетических потребностей страны (51,8% в 1996).

В 2002 общие запасы природного газа в Нидерландах оценивались в 1,7 триллионов куб.м. Добыча природного газа в 2001 составила 77,75 млрд. куб.м., из них 49,28 млрд. экспортировалось. За счет газа удовлетворяется ок. половины энергетических потребностей страны.

Влияние природных факторов на развитие торговли. Основным природным фактором, благоприятствующим внешней торговле, является положение Нидерландов. Страна имеет естественный выход в море, поскольку ей принадлежат устья Рейна и Мааса, текущих из промышленно развитых районов Европы, включая, например, Рурский бассейн. В пределах самих Нидерландов многочисленные естественные водные пути сообщения обеспечивают недорогую связь между всеми районами страны.

Помимо естественных факторов, развитию торговли способствовало сооружение портов и каналов. На североморском побережье Нидерландов, занятом болотами и дюнами, не было естественных гаваней. Рукава Рейна и Мааса очень мелководны. Порт Роттердам приобрел прямой выход к морю только в конце 19 в. Водные артерии страны пришлось соединять каналами для обеспечения непосредственной связи Рейна с Амстердамом, а также с северными провинциями.

Водные ресурсы

При перевозке грузов в Нидерландах используется сложная система искусственно созданных водных путей трех основных категорий: двух огромных портов Роттердама и Амстердама; каналов, связывающих эти порты с Северным морем, и каналов, соединяющих разные районы страны. Примерно 6 тыс. нидерландских речных судов (этот показатель самый высокий в мире) перевозят не менее 2/3 всего водного фрахта стран ЕС.

Для улучшения подходов с Северного моря к двум крупнейшим портам – Амстердаму и Роттердаму – еще в конце 19 в. были построены два канала. Нордзе-канал обеспечивает кратчайший выход из Амстердама в Северное море. Широкий и глубокий канал Ньиве-Ватервех протяженностью 27 км соединяет Роттердам с морем, прорывая дюнный пояс у Хук-ван-Холланда.

Порт Амстердам, расположенный поблизости от небольшого залива на юго-западе оз. Эйсселмер (созданного в 1932 после возведения дамбы через залив Зёйдер-Зе), в 19 в. стал утрачивать свое значение, поскольку в то время еще не было удобного выхода в Северное море. В 1825 был построен канал, соединяющий Амстердам с Хелдером, однако к концу столетия он стал непригоден для прохождения крупных судов. Поэтому был сооружен новый Нордзе-канал между Амстердамом и городами Эймейден и Велсен на берегу Северного моря. В западной части канала у Эймейдена возведены огромные шлюзы высотой 15 м. С противоположной стороны доступ в Эйсселмер был прегражден, и там была создана удобная гавань.

Порты Амстердам и Роттердам оборудованы в расчете на быструю обработку больших партий массовых грузов. В Амстердаме общая длина причалов составляет 39 км, половина из них предназначена для океанских судов. Порт подразделяется на две основные части: на востоке старый порт, который в прошлом открывался к Зёйдер-Зе (Эйсселмеру), и на западе – новый порт с более крупными, широкими и глубокими затонами, непосредственно связанными с Нордзе-каналом. Гигантский порт Роттердам состоит из одного небольшого затона на северном берегу канала Ньиве-Ватервег и трех крупных – на южном. Европорт, самая западная и наиболее современная часть порта, находится на осушенном участке дна Северного моря. Он был создан для обеспечения доступа крупнейших океанских судов, включая гигантские танкеры. В Роттердаме ежегодно разгружается приблизительно 200 млн. т грузов. Он обслуживает около трети всего морского фрахта стран ЕС и является крупнейшим в мире портом по обслуживанию контейнеров. По общей площади и длине причалов порт Роттердам занимает первое место в мире.

В стране возникла необходимость строительства каналов, соединяющих реки Лек и Ваал (рукава Рейна) с районами и крупными городами, не охваченными водными путями сообщения. Именно такое назначение имеют каналы, созданные между реками Рейн и Эйссел на востоке и Маас и Ваал на северо-западе. Самым важным считают Амстердам-Рейн-канал, завершенный в 1952, который впервые обеспечил связь столицы Нидерландов с бассейном Рейна.

Сельское хозяйство

Голландская поговорка гласит: «Бог создал море, а голландцы – берега». К этому можно добавить, что голландцы также создали почвы. Польдеры, охватывающие ок. 2/5 всей территории страны, – это искусственно созданные земли, отвоеванные у моря. Бóльшая часть современного п-ова Северная Голландия занята такими польдерами площадью 161 кв. км вокруг оз. Харлеммермер. Благодаря созданию четырех крупных польдеров на дне Эйсселмера площадь Нидерландов увеличилась на 1621 кв. км. Бóльшая часть этих польдеров используется под сельскохозяйственные угодья.

В начале 1990-х годов ок. 60% территории страны было занято под сельское хозяйство. Из них пастбища занимали половину, посевы – около четверти, а сады – менее 4%. В 1994 продукты садоводства составляли почти 60% валовой сельскохозяйственной продукции, а животноводства – 33%. В 1994 в стране насчитывалось более 116 тыс. ферм, из которых 95 тыс. полностью специализировались в области сельского хозяйства.

Из-за низкого плодородия почв и неблагоприятного климата в Нидерландах невыгодно выращивать традиционные для Западной Европы сельскохозяйственные культуры, и поэтому нидерландские фермеры специализируются на производстве дорогостоящих культур. Площадь посевов ржи, овса и кормовой свеклы сократилась на 90% в период между 1960 и 1990. Эти культуры выращивают на фураж на юго-западе и юго-востоке страны. Пшеницу и ячмень возделывают на глинистых почвах в северных и западных районах. В этих же районах и на юге Лимбурга сосредоточены посевы сахарной свеклы. С 1960-х годов сбор пшеницы и сахарной свеклы резко вырос. В 1996 было собрано 1,27 млн. т пшеницы, 235 тыс. т ячменя, 38 тыс. т ржи, 11 тыс. т овса и 6,4 млн. т сахарной свеклы. На всей территории Нидерландов выращивают пищевой картофель, кормовые культуры для скота, и их урожаи, а также производство крахмала (8 млн. т в 1996) возрастают. Урожайность многих сельскохозяйственных культур в Нидерландах достигает рекордных мировых показателей. Из технических культур выращивают лен на волокно, рапс на семя и цикорий.

Основные отрасли сельского хозяйства Нидерландов – молочное и племенное животноводство, а также специализированное растениеводство. Эти отрасли хорошо приспособлены к почвенно-климатическим условиям и дают ценную экспортную продукцию. Ведущая отрасль – племенное животноводство.

Луга занимают 1/3 всей площади сельскохозяйственных земель. В 1996 в стране насчитывалось 4,6 млн. голов крупного рогатого скота. Знаменитая черно-белая фризско-гольштейнская порода, обеспечивающая надои молока ок. 18 т. в год, пользуется большим спросом за рубежом для улучшения местного поголовья крупного рогатого скота. В 1996 в Нидерландах было 14 млн. свиней, а также 1,7 млн. овец, которых выращивали в восточных провинциях и на прибрежных польдерах. Нидерланды – крупный производитель мяса (2,9 млн. т в 1996), молока (11,2 млн. т), сыра (688 тыс. т), а также масла и яиц.

Большая доля доходов от сельского хозяйства приходится на такие продукты, как фрукты, овощи, цветы, а также семена и саженцы кустов и деревьев. Продукция садоводства – важная статья экспорта. Существуют два типа садоводства – естественный (в открытом грунте) и искусственный (в теплицах).

Наиболее известно производство луковиц и тюльпанов, которые еще в 17 в. выращивали в окрестностях Харлема, а теперь и в районе между Харлемом, Лейденом и Гаагой. В теплицах Голландии снимают большие урожаи винограда и томатов, а также разводят цветы, главным образом гвоздики, азалии и орхидеи. Благодаря развитию цветоводства в некоторых районах, например в окрестностях Харлема, Амстердама и Алсмера, возник уникальный ландшафт, где вдоль небольших каналов тянется череда бесчисленных теплиц и оранжерей.

Нидерландские фермеры уделяют большое внимание селекционной работе, и в стране функционируют многочисленные сельскохозяйственные школы. Самая первая в Европе усовершенствованная сельскохозяйственная школа была создана в 1918 в Вагенингене. Правительство Нидерландов и ЕС осуществляют контроль за качеством сельскохозяйственных продуктов и выдают сертификаты качества на экспортную продукцию.

Фермы в стране невелики, особенно в районах развития садоводства. Почти 50% всех ферм имеют наделы менее 10 га, однако фермеры могут легко получить кредиты от многочисленных кооперативных и кредитных организаций, например Центрального кооператива Утрехта и Центрального сельскохозяйственного банка Эйндховена.

Несмотря на малые размеры земельных наделов, нидерландское сельское хозяйство отличается высоким уровнем механизации. В 1988 один трактор приходился на каждые 5 га сельскохозяйственной площади, что вдвое превышало соответствующий показатель во Франции. Применение удобрений также весьма велико, хотя только в 1980-х годах начался переход к преимущественному использованию органических удобрений. В 1993 насчитывалось 455 «экологически чистых» ферм. В 1960–1970-е годы по внесению азотных, фосфорных и калийных удобрений на 1 га Нидерланды занимали ведущее место в Европе. Использование пестицидов в сельском хозяйстве сократилось с 18,8 тыс. т в 1990 до 11 тыс. т в 1994. Почти 2/3 пахотных земель мелиорируются.

Промышленность

Промышленный сектор экономики Нидерландов, подобно другим отраслям, имеет коммерческую ориентацию и определенную специализацию. До Второй мировой войны роль промышленности в стране была невелика. Однако развитие экономики в послевоенные годы продемонстрировало, насколько опасна узкая специализация в торговле, сельском хозяйстве и промышленности. Нидерланды нуждались в такой промышленности, которая развивалась бы в условиях ограниченных ресурсов местного сырья и в то же время была конкурентоспособна на мировом рынке.

В 1996 в промышленности Нидерландов было занято приблизительно 28% трудоспособного населения, тогда как в сфере услуг – 67%, а в сельском хозяйстве и рыболовстве – 5%.

Структура промышленности страны существенно отличается от соседней Бельгии, где выделяется тяжелая индустрия. Металлургическая продукция, за исключением стали и алюминия, весьма незначительна. Производство олова развивалось на базе импорта сырья из бывшей колонии Индонезии. В 1967 Нидерланды занимали четвертое место в мире по производству олова, но в 1972 оно было полностью прекращено.

После Первой мировой войны было основано небольшое металлургическое предприятие «Хоховенс» в Велсене, выпускавшее чугун и сталь. Позднее на побережье страны появились новые металлургические предприятия, базирующиеся на рудах с высоким содержанием железа, импортируемых из Франции и Швеции. Завод «Хоховенс» наладил связи с предприятиями Рурского бассейна, что позволило усовершенствовать собственное производство.

Тем не менее объем металлургической продукции Нидерландов до сих пор невелик: в 1993 было произведено 5,5 млн. т стали и 3,7 млн. т проката. Алюминиевая промышленность развивалась быстрыми темпами: производство этого металла в 1967 составляло 32,5 тыс. т, в 1976 – 255 тыс., в 1994 – 405 тыс. т. В настоящее время Нидерланды – один из главных поставщиков алюминия на мировой рынок.

Хорошо развиты и отличаются высокой специализацией машиностроение, электротехническая, химическая (особенно очистка и переработка нефти), а также пищевая промышленность.

Машиностроение, электротехническая промышленность и транспортное машиностроение имеют преимущественно экспортную ориентацию. В этих отраслях занято ок. 20% промышленных рабочих страны. Наибольшее значение имеют судостроение и ремонт судов, сконцентрированные в Роттердаме и Амстердаме.

В 1993 Нидерланды спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 163 тыс. т. Судостроительные заводы выпускают стационарные моторы, судовые двигатели, насосы, краны и прочее портовое оборудование. Предприятия машиностроения производят также металлоконструкции и оборудование для изготовления молока, маргарина и масла. Нидерландская радиоэлектронная и электротехническая промышленность представлена крупнейшим в мире концерном «Филипс», имеющим центральный офис в Эйндховене.

В 1960-е годы резко возросла мощность нефтеперегонных заводов. В настоящее время ок. 90% местной и импортной нефти обрабатывается в Пернисе близ Роттердама. В 1993 было переработано более 2,6 млн. т нефти. В 2003 добывалось 94,87 тыс. баррелей нефти в день. В 2002 общие запасы природного газа в Нидерландах оценивались в 1,7 триллионов куб. м. Добыча природного газа в 2001 составила 77,75 млрд. куб. м., из них 49,28 млрд. экспортировалось. За счет газа удовлетворяется около половины потребностей страны в энергии.

В западной Голландии производят пластмассы, минеральные удобрения, мыло и лекарства, а также синтетическое волокно и резину. Текстильная промышленность специализируется на выпуске хлопчатобумажных, а также шерстяных и вискозных тканей. Нидерланды – ведущий экспортер вискозы.

Потребительские товары, особенно продукты питания и напитки, составляют ок. 1/4 экспорта страны. Нидерланды – крупнейший в мире производитель маргарина (209 тыс. т в 1992). Производятся также такие продукты, как сухое и сгущеное молоко, пиво, шоколад, мука, печенье и растительное масло.

В середине 1990-х иностранные капиталовложения в промышленность Нидерландов сократились. Основная их масса поступала из стран ЕС, особенно из Германии и Великобритании. Доля американских капиталовложений составляла 1/6, примерно столько же приходилось на долю швейцарских инвестиций.

В последние годы 20 в. ежегодный экономический прирост составлял около 4%, однако в 2001–2002 он существенно замедлился как следствие общемировых процессов, хотя и оставался выше, чем в других странах ЕС. В 2004 рост промышленной продукции составил 0,8%.

Денежное обращение, банковская деятельность и бюджет

Основной денежной единицей Нидерландов до 2002 был гульден: монеты чеканились Государственным монетным двором в Утрехте, банкноты выпускал государственный Банк Нидерландов. С 1 января 2002 Нидерланды перешли на евро.

Помимо Банка Нидерландов в стране существуют еще шесть крупных частных банков и ряд специализированных банков.

С конца Второй мировой войны Нидерланды проводят осторожную финансовую политику. Впервые сбалансированный бюджет был достигнут в 1949. На протяжении 1950–1960-х годов расходы несколько превышали доходы. В 1970–1980-е дефицит бюджета возрастал и оставался на высоком уровне в 1990-х. В 1996 бюджет характеризовался доходами в 301,9 млрд. гульденов (149,5 млрд. долл.) и расходами в 322,8 млрд. гульденов (151,3 млрд. долл.). Основными источниками доходов были подоходные налоги, налоги с оборота и отчисления на социальные нужды. Расходы государства направляются преимущественно на социальные нужды (38%), здравоохранение (14%) и образование (11%).

Данные государственного бюджета на 2004: доходы – 256,9 млрд. долл. США, расходы – 274,4 млрд. долл. США. Государственный долг достигает 55,8% ВВП.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


При копировании или цитировании материалов с сайта amsterdam-otdix.ru активная индексируемая ссылка желательна.