Амстердам – город, в который хочется вернуться | Амстердам


Амстердам – город, в который хочется вернуться

Центральный вокзал Амстердама

Все достопримечательности Амстердама можно пешком обойти за один день. И все же это город, в который можно возвращаться снова и снова: не наскучит. Каждый раз он откроется вам по-новому. СЧИТАЕТСЯ, что непогода и Амстердам – понятия практически неотделимые.

Но украинским фтизиатрам, прибывшим в столицу Королевства Нидерланды на конференцию по респираторным заболеваниям, повезло: за пять дней, которые они там провели, не выпало ни капли дождя. Да что там дождь – даже холодного тумана не было! Сентябрьское солнце сияло, искрилось в водах многочисленных каналов, отражалось от огромных окон «пряничных» домиков XV – XVIII веков. И так припекало, что вся делегация попрятала в чемоданы куртки, в которых прилетела из Киева.

Надо сказать, в программе конференции целый день был выделен на ознакомление с городом. Когда наших врачей спросили, что бы они хотели посмотреть, те замялись. Приставленный гид начал перечислять: музей Рембрандта, музей Ван Гога, музей мадам Тюссо, розовый квартал с улицей красных фонарей, кафе-шопы, где продают легкие наркотики, Эрмитаж на Амстеле…» «А давайте все перечисленное», – предложил кто-то, и все поддержали.

Дамба на Амстеле ДАМБА (дам – по голландски) на Амстеле – это буквальный перевод названия города. Некогда рыбаки, живущие здесь, соорудили дамбу на реке Амстел, чтобы избавиться от угрозы частых наводнений. Видимо, когда их спрашивали, где они живут, те давали ориентир: «Амстел, дам». А вот когда это было, сказать трудно. Достоверно известно лишь то, что первое письменное упоминание о городе датируется 1275 годом.

В 1300 году Амстердам принял муниципальную хартию и имел собственное законодательство. Это был деревянный город с дощатыми тротуарами и бревенчатыми домами под камышовыми и соломенными крышами. Настоящим бедствием были регулярные пожары. Но после того как большая часть города выгорела, в 1452 году был принят закон о запрете строений из бревен и соломы. Выстроенные с тех пор дома стоят здесь до сих пор. С разноцветными и фигурными фронтонами крыш. Необычайно узкие (на два-три окна). Чаще всего трехэтажные, с большими окнами.

Рассматривая эти «пряничные», словно игрушечные, домики, которые, тесно прижавшись друг к другу, смотрят в каналы Амстела, невольно обращаешь внимание на то, что с крыши каждого торчит кронштейн с подвешенным на нем крюком. Вы думаете, это рудимент – ненужный остаток купеческого прошлого города? А вот и нет!

Оказывается, подобные строения появились в городе в силу того, что в старые времена с владельцев домов взимался налог за… ширину фасада. «Зачем платить больше?» – подумали амстердамцы. В результате их дома настолько узки, что невозможно было сделать в них полноценные лестницы, чтобы заносить в дом мебель. Вот почему у домов такие высокие окна и крюк на крыше: через окна подавали и подают до сих пор мебель, которую поднимают вверх на тросе.

Время удивляться

ЧТО более всего удивило наших врачей, так это отсутствие в городе цветов. А ведь Голландия – страна тюльпанов. Голландия, но не Амстердам. Цветам здесь просто негде расти: кругом асфальт, брусчатка, камень. Изредка попадаются зеленые лужайки с травой и миниатюрные клумбы возле подъездов, но цветов нет. Даже в парках в основном просто кусты и зеленые лужайки.

Вторым поводом к замешательству были стаи… зеленых попугаев. Сейчас предполагают, что в конце 70-х кто-то случайно или нарочно выпустил на волю пару этих тропических пернатых. Те выжили, размножились, и теперь сотни попугаев летают по Амстердаму небольшими стаями, практически не конкурируя за пищу с местными старожилами – голубями.

Еще приятно удивляло малое число машин. А все потому, что парковка автомобилей в центре Амстердама запрещена. Киевляне, присутствующие в группе врачей, были шокированы. В столице Украины тоже практически нет мест для парковок в центре города. Но это приводит лишь к одному: машины паркуют где придется, в том числе и на проезжей части дорог. Киев задыхается в пробках. А здесь запретили – и машин нет! А люди пересели на велосипеды.

Велосипеды – это четвертое по счету удивление, поджидавшее в Амстердаме. Чаще всего они старые, разбитые и перекрашенные. А их количество! Кажется, люди срослись со своими двухколесными железными конями. За рулем велосипеда они не только ездят, но и разговаривают по мобильному телефону и жуют булочку, запивая ее горячим кофе, стаканчик которого время от времени ставят в специальное гнездо на панели багажника ­— он находится не сзади велосипеда, а спереди.

Изрядно погуляв по городу, наши врачи решили отведать голландской кухни. И снова удивились. Помимо сельди, национальной едой голландцы называют крокеты, фрикадельки, блины и… вафли – тонкие, круглые, склеенные попарно мягкой карамельной тянучкой. Их пекут и поливают расплавленным ирисом прямо на ваших глазах. Они совершенно не похожи на то, что мы привычно называем вафлями.

И вот что подумалось. Родина тюльпанов – Средняя Азия. Эти дикорастущие цветы и сегодня имеются там в большом количестве. На звание «родины вафель» претендуют многие страны. Велосипед – также не голландское изобретение. И все же именно Голландию называют нынче современной родиной всего перечисленного. Принять созданное чужой культурой и развить до такого уровня – это достойно уважения.

…Вы, видимо, помните об обещанной экскурсии в розовый квартал? Она все-таки состоялась. Людей по его улицам ходит немеряно. Но ходят и смотрят туристы. За большими стеклянными окнами-дверями сидят женщины от 18 до 60 лет в купальниках. Всех мыслимых цветов кожи. Любой комплекции – аж до 150 килограммов. Сидят и ждут: может, кто польстится? Наши медики только смотрели.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


При копировании или цитировании материалов с сайта amsterdam-otdix.ru активная индексируемая ссылка желательна.